В Краснодаре прошла XXXI Международная сельскохозяйственная выставка ЮГАГРО – 2024. Компания «Щёлково Агрохим» провела серию круглых…
ОРГАНИЧЕСКИЙ БИЗНЕС ПАВЛА АБРАМОВА
Как топ-волейболист превратился в успешного фермера
Павел Абрамов был одним из тех, кто помогал волейбольной сборной возвращать лидерство на международной арене, утраченное после распада СССР. Призер Олимпиады–2004, чемпионата мира (2002), Европы (2001, 2003, 2005, 2007) и других крупных соревнований был лидером на площадке, часто забирая титул самого полезного игрока турнира.
Клубная карьера Абрамова тоже сложилась успешно. В начале нулевых многие игроки пробовали себя в зарубежных командах, но не все становились звездами. У Абрамова получилось.
В 2002 г. на победной для России Мировой лиге волейболист был признан лучшим нападающим турнира. На Абрамова обратили внимание итальянские и японские клубы. Он принял предложение «Торэй Эрроуз» из Мисимы. В Россию вернулся в 2005 г. с медалями Кубка и чемпионата Японии, но ненадолго. Спустя 4 года Абрамов на сезон уехал в польский «Ястшембский Венгель», где стал вторым в чемпионате, выиграл Кубок страны и был признан самым ценным игроком турнира. В 2010 г. он окончательно вернулся домой и параллельно с игрой в «Искре», «Урале» и «Губернии» (в этих клубах прошли последние годы карьеры Абрамова) начал осваивать сельскохозяйственный бизнес.
Энтузиаст-самоучка
«Тогда моя бывшая супруга увлеклась домашним хлебопечением, — рассказывает Абрамов. — Одновременно мы влились в тему здорового питания и узнали, что такое органические продукты. У меня в собственности был участок в 20 га на севере Тульской области и имелось желание попробовать себя в бизнесе. Все эти факторы привели к тому, что в 2012 г. родилась органическая ферма «Черный хлеб».
По словам Абрамова, на начальном этапе он вложил в проект десятки миллионов рублей — из собственных накоплений. «Это была моя инвестиция, — продолжает он. — Грамотная ли, сказать сложно. Но чем я себя точно обеспечил, так это большим количеством работы по окончании спортивной карьеры. Сейчас мы уже не маленькая компания с выручкой, к примеру, 500 000–1 млн руб. в месяц. Мы представители малого бизнеса с выручкой 150 млн руб. в год и с 50 сотрудниками».
Объясняя выбор названия, Абрамов говорит, что сначала компания специализировалась на производстве цельнозерновой муки, из которой получается хлеб черного цвета. «Так в названии и появилось слово «черный», — добавляет он. — А хлеб… Мы сельхозпроизводители — вот поэтому. Кстати, иногда я встречаю публикации, где написано, что я не люблю белый хлеб. Это не так. Особенно люблю пшеничный или из полбяной муки».
П. Абрамов: «Название компании «Черный хлеб» — это наша программа действий: получить полноценное зерно, рожденное чистой землей, изготовить из него муку с использованием всех ценных составляющих зерна и произвести из нее, цельнозерновой муки, черный хлеб, который принесет пользу людям».
Вот как Павел рассказывает о своем производстве. «Черным» принято называть хлеб, приготовленный из ржаной муки. Но если поинтересоваться составом «черного» хлеба, поступающего на прилавки магазинов, окажется, что для его изготовления использовали не только ржаную, но и пшеничную муку, то есть их смесь, добавили дрожжи плюс «улучшители». Хотя раньше, в пушкинскую эпоху, название «черный» было равносильно понятию «цельнозерновой», а словом «хлеб» называли обмолоченное зерно.
Сегодня мука из пшеницы, отнесенная к категории «высший сорт», ничем, кроме белого цвета, похвастать не может. В процессе переработки зерна для муки из него изымают все самое ценное.
За 11 лет существования компании Абрамов научился выращивать хлеб, молоть муку, дробить крупу и договариваться с крупнейшими ритейлерами о поставках самостоятельно. Обошелся такой опыт недешево: на разных этапах развития компании ему приходилось замещать директора по продажам и агронома, работать помощником мельника, латать кассовые дыры и даже воевать с пьяными механизаторами.
«Я энтузиаст-самоучка, но в идеале нужно сначала окончить Тимирязевскую академию по специальности «агрономия» (обучение на платном бакалавриате стоит около 300 000 руб. в год. — Прим. ред.), потом еще какой-нибудь институт по мукомольно-крупяной промышленности и при этом желательно параллельно получать какое-то базовое бизнес-образование, чтобы иметь представление об элементарных вещах. Такое образование я сейчас получаю», — рассказывает Абрамов.
Дорогая органика
Зерно Абрамов выращивает в благоприятной экологической зоне. Площадь его угодий — около 1000 га. Это заброшенные совхозные поля, земля там чистая и отдохнувшая от агрохимии. В хозяйстве Абрамова выращивают порядка 12 видов зерновых культур: пшеницу, полбу, рожь, овес, ячмень, спельту и др.
«Если коротко описать наш бизнес, то мы занимаемся производством очень ценной и очень дорогой муки и крупы, — поясняет Абрамов. — Если говорить сложнее — работаем над созданием органического зерна. Слово «органический» в нашем контексте означает, что ферма сертифицирована по трем органическим стандартам — российскому, европейскому и американскому. На этапе выращивания зерна не применяем ядохимикатов и минеральных удобрений, а на этапе производства муки — химических отбеливателей или улучшителей муки».
Продукция фермы Абрамова недешевая. К примеру, 1 кг цельнозерновой пшеничной биомуки стоит от 200 руб., обычная — 126 руб. за 2 кг.
«Себестоимость органической продукции выше по двум причинам, — объясняет Абрамов. — Первая — потому что урожайность у нас значительно ниже, чем у производителей обычной пшеницы или обычной гречихи. А вторая причина — потому что мы малое предприятие и разные издержки у нас гораздо выше, чем у крупных».
Реализует продукцию команда Абрамова разными способами. Один из них — продажи через официальный сайт компании. Напрямую от фермы товары можно получить, сделав заказ на сумму от 5000 руб. Также «Черный хлеб» представлен на маркетплейсах (Wildberries и Ozon) и в крупных торговых сетях. «Наши товары есть в «Азбуке вкуса», «Ашане», «Гиперглобусе», в некоторых региональных торговых сетях и в огромном количестве магазинов здорового питания по всей стране, — говорит Абрамов. — Кроме того, мы поставляем продукцию в пекарни, рестораны и на производство детского питания».
Дополнительно предприятие стремится зарабатывать на экотуризме. Любой желающий может приехать на ферму и, заплатив за экскурсию, увидеть, как выращивают органическое зерно и делают муку и крупу.
Рост вопреки
Рынок органической продукции в России молод. Количество сертифицированных производителей органических зерновых для внутреннего рынка не превышает десятка. В 2017 г. в интервью Inc. Абрамов опасался, что в случае серьезного кризиса нишевой продукт начнет терять покупателей.
«Но, например, пандемия нам даже помогла, потому что во время ее было несколько витков ажиотажного спроса, — отмечает экс-волейболист. — Из-за этого выручка была повышенная. Что касается санкций, то, с одной стороны, благодаря им, мы заключили крупный контракт внутри страны. С другой — поставки на экспорт крайне усложнились с точки зрения логистики, а еще зарубежные покупатели часто не хотят покупать сырье российского происхождения».
Абрамов подчеркивает, что сейчас наиболее серьезная проблема — снижение реальных доходов населения. «Когда у тебя становится меньше денег в кармане, последнее, о чем ты думаешь, — как начать кушать органический хлеб, — рассуждает предприниматель. — Тем не менее наши продажи растут, но они растут вопреки экономической ситуации в стране, а не благодаря. За счет крупных контрактов и повышения эффективности работы отдела продаж. В этом году мы планируем вырасти на 2 %».
Оставаться на плаву и развиваться ферме Абрамова помогают в том числе госструктуры: администрации Тульской области и Алексинского района. Они оказывают помощь предприятию по программе поддержки малого бизнеса (льготные микрозаймы, софинансирование и др.).
«Это из хорошего. Из плохого хочу сказать следующее: есть такой орган — Россельхознадзор, в его филиале по Московской и Тульской областям все построено на лжи, — возмущается Абрамов. — Там занимаются вредительством, мешая нам работать. Примеров было много, из-за них мы терпим убытки. И я, честно, не понимаю, ради чего они это делают».
Для меня, как для руководителя органической фермы «Черный хлеб», было большой честью получить премию в номинации «Лучший ЗОЖ предприниматель». Это большая ценность для меня и для фермы!
Мечты сбываются
После завершения карьеры в 2014 г. Абрамов не только сменил сферу деятельности, но и осуществил свою давнюю мечту — научился кататься на коньках. «А еще клюшку держать, бросать — короче, я сносно могу кататься с шайбой, — рассказывает он. — А волейбол… Даже не помню, когда последний раз выходил на площадку. Не тянет. Наверное, наигрался».
За состоянием дел в родном виде спорта Абрамов практически не следит из-за занятости. Но считает, что в текущей ситуации волейбол скорее жив. «Я сужу по большому количеству платных секций, в том числе по пляжному волейболу, — рассуждает Абрамов. — Раз они есть, значит, востребованы. В то же время наша сборная не участвует в крупных международных соревнованиях, а дружественных стран, где развит волейбол, у нас не так много, к сожалению. Еще далеко не все сильные легионеры могут приехать в Россию. Эти факторы препятствуют развитию профессионального спорта».
Идею вернуться в спорт в качестве спонсора волейбольной команды Абрамов назвал «отличной, но преждевременной». «Чтобы спонсировать любую команду, нужно выйти из размера малого бизнеса хотя бы в средний, а может быть, и в крупный бизнес, — объясняет он. — Более того, мои личные доходы от фермы пока не превышают волейбольные — в пиковые этапы карьеры получал до 2 млн руб. в месяц, — но я над этим работаю».
Кирилл Сосков, www.vedomosti.ru